Что такое информационная работа?

Что такое «информационная работа»? Чем она отличается от других направлений профсоюзной работы? Как правильно структурировать работу профсоюзной организации? Какую конкретно работу необходимо относить к деятельности комиссии по информационной работе, что однозначно к ней не относится, а что, скорее всего, относится к совместной работе нескольких комиссий?

Чтобы ответить на эти вопросы надо четко понимать и представлять себе предмет информационной работы.

В обыденном смысле «информационная работа» – это любая работа с информацией. Однако очевидно, что в профсоюзной среде этот термин понимается более узко. Но как именно?

Приведем примеры информационной работы: создание сайта организации и группы в социальных сетях, разработка информационных объявлений, рассылка СМС-сообщений, донесение информации до членов профсоюза через профоргов, разработка логотипа организации, изготовление с этим логотипом ручек, блокнотов, кепок, …

Вроде все просто и понятно, да? Но это только потому, что приведены очевидные примеры. Попробуем разобраться с более сложными противоречивыми примерами.

Ответьте сами для себя на вопрос: «Что является примером информационной работы, а что нет?»

  • Информационно-методическое обеспечение деятельности профкома, т.е. подготовка инструкций, справочников, бланков по разным вопросам профсоюзной работы… это информационная работа?
  • Организация «обратной связи»: анкетирование и социальные опросы, организация консультаций студентов, прием их заявлений и обращений… это информационная работа?
  • Ведение базы данных студентов вуза или только членов организации об их социальном положении и общественной активности… это информационная работа?
  • Техническое обеспечение и компьютеризация организации, например организация доступа к Интернету, приобретения оргтехники, видеокамер, фотоаппаратов и т.д.… это информационная работа?
  • Повышение компьютерной грамотности, проведение специальных занятий для профсоюзного актива по умению работать на компьютере… это информационная работа?
  • Налаживание связи с региональной организацией и ЦС Профсоюза (в частности через электронное почтовое сообщение)… это информационная работа?
  • Проведение «Дня именинника» или организация празднования «Масленицы» – это информационная работа? Когда работники узнают о профсоюзной организации, о проводимой работе, видят всё «не на словах, а на деле» – это информационная работа?

 

Вопросы оказались с подвохом: не один из приведенных примеров нельзя назвать примером информационной работы.

Создание и ведение базы данных членов профсоюза, равно как и техническое обеспечение, и налаживание связи с вышестоящими организациями профсоюза – это все организационные, так называемые, «внутрисоюзные» направления деятельности.

«Обратная связь» – это всего лишь метод работы, инструмент, которым могут пользоваться любые люди. Например, понравился ли организованный  нами молодежный форум на Кленовой горе и стоит ли продолжать традицию встреч молодых профсоюзных лидеров, мы можем узнать посредством «обратной связи».

Хитрая формулировка «информационно-методическое обеспечение» только отчасти относится к информационной работе. Инструкции, справочники и бланки предназначены для внутреннего использования – это организационный элемент, а не информационная работа.

Обучение профсоюзного актива, хоть основам профсоюзного движения, хоть компьютерным хитростям всегда считалось отдельным обособленным направлением работы – «обучение профсоюзного актива». Это направление, тем более обучение «компьютерной грамотности», ближе к организационной работе, чем к информационной.

И последнее. Да, безусловно, во время проведения любого культурно-массового мероприятия нас информируют о профсоюзной организации, о направлениях ее деятельности, демонстрируется реальная работа, а не красивые слова. Но какие основные задачи культурно-массовых мероприятий? Может воспитательная, может организация досуга, может что-то другое. Информационные задачи здесь неосновные, а только сопутствующие. Любое культурно-массовое мероприятие – это хороший пример культурно-массовой работы, а приводить его в качестве примера информационной работы некорректно.

 

Задачи информационной работы:

  • просвещение;
  • информирование;
  • мотивация профсоюзного членства;
  • создание положительного имиджа.

 

Какой должна быть информационная работа? На каких принципах она должна строиться? Давайте поразмышляем над этими вопросами.

 

Гласность и открытость

Информационная работа должна обеспечивать максимальную открытость организации и доступность общественному обсуждению. Возможно, даже общественному контролю. Профсоюзная организация должна быть публичной, а работа профсоюзной организации прозрачной и понятной каждому.

 

Объективность и полнота

Информация, которую получают члены профсоюза от профкома, должна быть объективной и полной, не содержать ошибок и неточностей.

 

Доступность

Детали профсоюзной работы и сопутствующая информация должны быть доступными. Любой человек, должен иметь возможность когда и как ему удобно получить дополнительную информацию и ответы на возникающие вопросы.

 

Актуальность и оперативность

Наряду с прочим, информация должна быть максимально своевременной. Согласитесь, что сообщение о приеме заявлений на отдых, появившееся всего за несколько дней до конца срока подачи заявлений, статья в  газете о мероприятии, прошедшем больше двух месяцев назад, последняя новость на сайте профсоюзной организации, датированная прошлым годом и другие подобные ситуации в работе профсоюзной организации недопустимы

 

Четкость и структурированность

Иногда даже большие объемы информации усваивать легко, если они имеют логичную и понятную структуру, мысли выражаются четко, а уточнения действительно уточняют отдельные мысли, а не «размазывают» их по тексту.

 

Лаконичность

Информационная работа должна быть лаконичной и четкой, без «воды».

 

Разнообразие

Чтобы поддерживать положительный образ организации и мотивировать работников состоять в профсоюзе, необходимо постоянно владеть их вниманием, а это невозможно сделать, если информационная работа примитивна и  однообразна.

 

Ритмичность и регулярность

В очень многих направлениях информационной работы важно добиться постоянства, обязательности наступления неких событий через равные промежутки времени. Например, выпускать очередной номер газеты необходимо, например, раз в две недели; для повышения вероятности положительного ответа обращаться в местные или внешние средства массовой информации необходимо ритмично, согласно определенной периодичности; чтобы ключевые работники и руководители администрации  придерживались мнения о профсоюзной организации, которое устраивало бы саму организацию, напоминать о себе и информировать о своей работе также необходимо регулярно.

 

Узкая направленность

Для повышения эффективности информационной работы, воздействие на студентов должно быть узконаправленно. Из всей  массы работников должны быть выбраны более узкие группы, для каждой из которых предусматривается свое информационное сообщение или способ воздействия. Проще говоря, каждому надо говорить то, что он хочет услышать. Например, мотивируя первокурсника в вузе, ему необходимо говорить, что в профсоюзной организации он сможет реализовать себя и получить опыт, необходимый ему после окончания вуза, а студенту, проживающему в общежитии – что при попытке его выселения из общежития, профсоюзная организация защитит его права и отстоит его интересы.

 

На плечи первичной профсоюзной организации ложится важная задача информировать членов профсоюза не только о своей деятельности, но и деятельности вышестоящих организаций.

 

Немного о формах и методах информработы.

Сразу хочу сказать, что приведенная ниже классификация методов и форм информационной работы всего лишь один из возможных вариантов, это не «истина в последней инстанции».

 

Межличностная коммуникация

Это устный способ донесения информации. Эта форма никогда не перестанет быть актуальной. Более того, благодаря возможности мгновенного диалога, эта группа способов может быть одной из самых эффективных.

 

Публичные выступления

Самый действенный способ проинформировать членов профсоюза – просто рассказать им то, что вы хотите. Сделать это можно путем публичного выступления, Публичные выступления должны проводиться руководителями организации на любом общественном мероприятии, профсоюзным активом – с определенной периодичностью

Выступления могут носить разный характер. Это могут быть показательные выступления, например, председателя профсоюзной организации перед очень широкой аудиторией, или наоборот – простые, содержательные выступления, например, профсоюзного актива перед небольшой группой.

 

Распространение информации через профсоюзную структуру

Одна из традиционных форм информационной работы – распределение информации через профсоюзный актив по структуре организации.

Чтобы информацию «по пути» не исказить и не потерять, ее стоит зафиксировать в письменном виде. Это также будет полезно для профоргов, которые опоздали или не смогли присутствовать на собраниях.

 

Контактная информация и обратная связь

Для профсоюзной организации девиз «Наши двери отрыты для всех» должен быть не просто красивым лозунгом, а принципом работы. «Обратная связь» – это не только активные методы выяснения мнения, это еще те случаи, когда работники сами проявляют инициативу, обращаются в профком или профбюро. Чтобы член профсоюза мог легко обратиться за помощью, получить консультацию, отдать заявление или другие документы, информация о местонахождении профкома, расписание его работы (если оно отличается от графика работы организации) и контактные телефоны должны быть общедоступны. В 21 веке к этому списку обязательно необходимо добавить адрес электронной почты, номер icq и никнейм skype. И, конечно, необходимо не только обозначить контактную информацию, но и обеспечить работу заявленных каналов связи.


Объявления

Как проще всего всем что-то сообщить? Написать объявление.

Объявления (давайте договоримся понимать под этим словом любые наглядные информационные сообщения, в том числе, афиши, плакаты, баннеры, растяжки и т.д.) – это наиболее простой и привычный способ распространения информации широкой аудитории.

 

Не обязательно все объявления должны быть «кричащими». Для подачи серьезных информационных сообщений, например, об отношениях с социальными партнерами, о ходе заключения и реализации соглашения (коллективного договора), о подготовке или итогах Всероссийских акций протеста целесообразнее использовать более строгое, «официальное» оформление.

Площадки для размещения объявлений могут быть самыми разными. Традиционно, это собственные профсоюзные стенды (о них чуть позже), различные  стенды внутри предприятия, а также стены коридоров и холлов – как это все банально! Ищите более разнообразные и нестандартные площадки.

Например, бумажные подстилки для подносов в  столовых и кафе. Для пункта питания это соблюдение санитарно-гигиенических норм, причем бесплатно, для работников – чистые подносы и сервис, для профсоюзной организации – дополнительная информационная площадка.


Информационные стенды

Для чего профсоюзной организации нужны свои информационные стенды («профсоюзные уголки»)?

С одной стороны, стенды выполняют простую просветительскую задачу. С этой точки зрения, стенды больше похожи на стенгазеты. На них размещаются тексты, фотографии, диаграммы, схемы и другая информация, которая расскажет о профсоюзной организации, ее цели и задачах, истории, направлениях работы, традиционных мероприятиях, структуре, вышестоящих организациях профсоюза и т.д. Такие стенды формируют корпоративное пространство, поддерживают фирменный стиль, создают особую атмосферу и культуру.

Стенды бывают разными: они или несут постоянную информацию, или являются площадками для временных объявлений. Стендов должно быть много: не только у профкома, но и везде в людных местах. Они должны быть разнообразны по размеру, типу и тематике. Хорошо сделать специальные стенды: стенд в профкоме «для своих» и временные стенды для самых массовых мест . Так же важно сделать за стендами: чистить от мусора, удалять или обновлять устаревшую информацию, заполнять пустые места и т.д. Информационные стенды – это основная информационная площадка профсоюзной организации, поэтому крайне важно сделать ее эффективной.

 

Печатные материалы

Не менее традиционной формой информационной работы является разработка и распространение различных печатных материалов. Они и вправду могут быть самими различными, разного формата и сфер применения.

Печатную продукцию, например, можно классифицировать по формату:

  • листовка – простое оформление, маленький формат – А4-А7,
  • флаер – более сложное полноцветное оформление, маленький формат,
  • буклет – полноцветная печать, формат А4-А6, сложенный в 1 или 2 раза,
  • брошюра – многостраничное печатное издание различного формата,
  • проспект – многостраничное издание, объемом больше брошюры,
  • книга – издание объемом, скажем, свыше 100 страниц, возможно с твердой обложкой и корешком на клею,

вполне вероятно, что в такой классификации можно выделить и другие форматы.

 

Как мы в XXI веке, веке высоких информационных технологий, ищем интересующие нас ответы? Зачастую, просто задаем вопросы Яндексу или Google, открываем сайт и вычитываем интересующую нас информацию.

Так одним из способов впервые познакомиться с профсоюзной организацией или найти ответ на какой-то конкретный вопрос является изучение сайта профсоюзной организации. И впечатление от просмотра сайта или удивление от его отсутствия станет основой дальнейшего отношения к профсоюзной организации.

 

Каким же должен быть этот сайт?

Сайт профсоюзной организации должен содержать действительно большой объем материалов, который бы давал ответы на любые вопросы: «Что такое Профсоюз и первичная профсоюзная организация», «Что такое профсоюзные взносы, зачем их платить, куда и как они расходуются», «Что может сделать профсоюз при незаконном увольнении, может ли меня защитить профком в моей ситуации?»,

Постарайтесь сделать сайт полезным. Подготовьте и разместите на сайте бланки основных заявлений, которые могут быть полезны. Предложите студентам, используя сайт, заполнять заявления заранее, а не делать это на бегу в профкоме. Заведите раздел с подборкой нормативных документов и федеральных законов. Поясняя на страницах сайта какие-то нормативные тонкости или лично консультируя студентов, ссылайтесь на документы в этом разделе.

Однако, смотрите не ударьтесь в крайность в своем стремлении сделать сайт полезным и информативным. Иногда встречаются примеры, когда на сайте профсоюзной организации можно увидеть данные о погоде в городе, форму отправки бесплатных СМС, смешные видеоролики, анекдоты, гороскопы, бесплатные объявления и многое другое, что даже косвенно не относится к профсоюзной работе.

Создание группы «ВКонтакте» – это один из самых эффективных и массовых методов информационной работы. Особенно, в молодежной среде.

Работа с «ВКонтакте», за исключением некоторых сервисов, бесплатна.

Социальные сети позволяют создать «прямую связь» между рядовыми членами профсоюза и профсоюзной организацией в лице профсоюзного актива, занимающегося поддержкой группы. Вы можете анализировать рассуждения и высказывания, «держать руку на пульсе», получать «тревожные звонки» от людей, которые не хотят по тем или иным причинам высказаться напрямую.

Яркие, эмоциональные и массовые фотографии расскажут о любом мероприятии лучше любого текста. 


Информационная работа в первичной профсоюзной организации

  1. Популярное
  2. Тэги


Яндекс.Метрика